Доклад министра образования РС(Я) Ф.В. Габышевой на пленарном заседании Январского совещания работников образования РС(Я)

«Дополнительное образование детей– ключевой ресурс в формировании креативного поколения якутян»

Уважаемые Александр Юрьевич, участники Январского совещания! Мы вновь собрались на традиционном профессиональном форуме работников образования, которое посвящено актуальным вопросам развития дополнительного образования детей как ключевому ресурсу в формировании креативного поколения россиян.

В эти дни мы обсуждаем широкий круг вопросов на курсах, семинарах, публичном отчете министерства, на расширенном заседании Межведомственного координационного совета по взаимодействию исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и Концепции развития дополнительного образования детей в Республики Саха (Якутия) на 2015-2020 гг., на заседании Якутской республиканской общественной организации «Ассоциация народной педагогики Якутии», которой исполняется в этом году 25 лет.

Также вчера на встрече Главы Республики Саха (Якутия) Егора Афанасьевича Борисова с педагогической общественностью состоялся обстоятельный разговор об осмыслении приоритетов образования на новом историческом этапе.

А на этом пленарном заседании состоится церемония подписания Меморандума о сотрудничестве между Правительством Республики Саха (Якутия) и Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. С этой целью к нам приехал директор Института Хорошилов Александр Владьевич.

Уважаемые коллеги! Предыдущий год прошел под знаком коренного обновления дошкольного образования. Нам удалось добиться ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации детей от 3 лет, тем самым повысить доступность дошкольного образования, ставшего в соответствии с новым интегрированным федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» первой ступенью общего образования.

Мы объявили 2016 год Годом дополнительного образования детей в системе образования Республики Саха (Якутия) с уверенностью, что и в этой многогранной сфере произойдут системные изменения, которые повысят качество образования, а значит, и качество жизни населения.

Буквально вчера подписан Указ об учреждении премии Главы Республики Саха (Якутия) педагогическим работникам дошкольного образования и лучшим педагогическим работникам дополнительного образования.

Современная образовательная среда существенно шире, чем школа, она включает множество форматов внешкольной и внеурочной деятельности. В этом плане российский опыт признан передовым во многих странах мира. Одной из приоритетных задач государства является создание условий для успешности каждого ребёнка независимо от социально-экономической ситуации, места жительства, статуса семьи.

В соответствии с «майскими» указами Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по стране к 2020 году доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, должна быть доведена до 70-75% от общей численности. Для достижения этой цели в Концепции развития дополнительного образования определены такие задачи, как расширение многообразия форм, снижение территориального неравенства в доступе к услугам дополнительного образования.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, к концу 2015 года охват детей дополнительным образованием составил 65%. При этом в ряде субъектов данный показатель значительно превышает среднероссийский. Например, в Калужской, Псковской, Ульяновской областях свыше 90%.

В Республике Саха (Якутия) мы достигли 72%. Безусловно, такой результат для нас не предел. Мы полностью поддерживаем инициативы Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке и внедрению новых механизмов и подходов в системе дополнительного образования, в том числе выделение дополнительного образования отдельной строкой в федеральной целевой программе развития образования. Такое решение мы понимаем как еще одну возможность получения дополнительных средств на поддержку проектов, грантов организациям, реализующим передовые практики и модели воспитания и развития детей.

В этой связи, в целях создания условий для реализации дополнительных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена заявка на участие в федеральном конкурсе «Доступная среда». Дистанционное общение в режиме онлайн не только расширяет образовательные возможности детей-инвалидов, но и становится едва ли не единственным условием для их успешной социализации.

Введение в прошлом году в Бюджетный кодекс подраздела «Дополнительное образование детей и взрослых» позволит увидеть объективную картину планирования средств в регионах. С этим нововведением мы связываем ориентацию на территориальное планирование, строительство, управление имущественным комплексом с учетом интересов детей, подростков и молодежи: создание образовательных и развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, клубной деятельности.

Вариативность, разнообразие программ по содержанию и форме также будут учитываться при введении нормативного финансирования

Еще один стратегический документ подписан Президентом Российской Федерации 2 января этого года по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования.

Обращаю ваше внимание на следующие поручения главы государства касательно сегодняшней темы:

- создание до 2018 года условий для приобретения детьми в возрасте 7-18 лет базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусств или спорта;

- предоставление учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, организаций культуры, спорта, отдыха и оздоровления детей и организаций реального сектора экономики;

- обеспечение создания современных условий обучения и воспитания, включая обновление учебного оборудования, библиотек и иных средств, необходимых для внедрения в общеобразовательных организациях эффективных образовательных технологий и педагогических методик.

Понимая, что все принимаемые государством меры требуют значительных бюджетных расходов, особо подчеркиваем, что это, прежде всего, вложение в будущее.

Подтверждением тому является анализ эффективности национальной образовательной инициативы «Приоритетный национальный проект образования», проекта «Наша новая  школа» и комплексного проекта модернизации общего образования, представленный на заседании Госсовета. В целом по Российской Федерации отмечена позитивная динамика основных показателей.

Все вышеназванные федеральные проекты находят отражение в приоритетных направлениях и на результатах деятельности региональной сферы образования. Коллеги, все достижения системы – итог нашей совместной с вами работы. Именно вы являетесь инициаторами ряда идей, ставших трендами общероссийского масштаба.

В 2005 году, в период разделения полномочий между уровнями власти, мы провели XI съезд учителей и педагогической общественности под лозунгом «Качественное образование – надежные инвестиции в будущее». Тогда ключевыми идеями были выдвинуты понятия «общенациональный заказ на образование», «доступность непрерывного качественного образования», «формирование гражданской ответственности», «успешная социализации личности». Делегаты, многие из которых присутствуют в этом зале, единодушно высказались за развитие государственно-общественного управления образованием. Следует признать, что этот многоплановый процесс не везде шел ровно. Тем не менее, нам удалось добиться объединения ресурсов вокруг идеи социокультурной модернизации в сфере образования. В 2009 году был принят республиканский закон о государственно-общественном управлении в сфере дошкольного и общего образования. В школах появились попечительские советы, затем – управляющие и общественные советы. При Министерстве образования  создан постоянно действующий консультативно-совещательный орган - Общественный совет.

Сквозной идеей последних двух педагогических съездов в 2010 и 2015 годах стала консолидация государственных и социальных институтов в обеспечении качества обучения и воспитания, успешной самореализации юного якутянина.

На XIII съезде учителей и педагогической общественности республики в октябре прошлого года было выдвинуто требование - выпускники школы должны стать субъектами собственной деятельности. Для достижения этой цели съезд обозначил следующие приоритетные направления развития региональной системы образования до 2030 года:

- создание равных условий для развития потенциала разных детей;

- реализация индивидуального образовательного маршрута обучающегося с учетом его способностей, интересов, мнения родителей;

- постепенный отход от понятия «дополнительное образование» к понятию «открытое вариативное образование».

Наша задача – формирование межведомственной культурно-воспитательной среды. Не секрет, что до сих пор существуют серьезные препятствия для межведомственного взаимодействия. Порой бывает, что использование внешних по отношению к образовательным организациям объектов, например, музеев, концертных и спортивных площадок, сталкивается с законодательными препонами и запретами проверяющих органов. В результате тратятся значительные средства на то, что уже могло бы использоваться за счет межведомственных обменов.

В наших планах:

Во-первых, совершенствование правовых и организационно-экономических механизмов при переходе учреждений дополнительного образования на нормативное финансирование.

Во-вторых, создание условий для ранней профессиональной, трудовой ориентации детей.

В-третьих, сопровождение и поддержка детей с особыми образовательными потребностями: одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным поведением, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В-четвертых, развитие техносферной инфраструктуры, в том числе за счет государственно-частного партнерства.

В-пятых, гражданско-патриотическое, экологическое, воспитание детей на основе базовых духовных ценностей.

В этом плане проведена масштабная работа в Год литературы. Главное - не количество мероприятий, составленных отчетов. Ведь порой вовремя сказанное слово, одно полезное дело могут оставить в душе ребенка неизгладимый отпечаток, вызвать его интерес, зажечь новым делом.

На формирование гражданского самосознания юных россиян, укрепление взаимосвязи между поколениями были направлены все мероприятия, посвященные 70-летие Великой Победы. Внимание уделяется и научно-методической, и практической подготовке специалистов по гражданско-правовому, военно-патриотическому направлениям.

На данном этапе на качественно новый уровень выходит кадетское образование. Формирование и развитие дисциплинированности, обучение азам военного дела весьма востребованы юношами. Свои надежды на воспитание достойных защитников Отечества мы связываем со строительством нового здания Якутской кадетской школы-интерната в ближайшей перспективе. Вопрос решается при большой поддержке руководства республики, в частности Председателя Правительства Галины Иннокентьевны Данчиковой.

Строительство спортивных площадок, развитие сети школьных спортивных клубов, обеспечение школ инвентарем и оборудованием также находятся в поле постоянного внимания.

В прошлом учебном году на капитальный ремонт 9 спортивных залов в семи муниципальных образованиях из федерального бюджета получена субсидия на общую сумму 11,5 млн.руб. 8 аудиторий перепрофилированы под спортивные залы, приобретены искусственное покрытие, оборудование и инвентарь. Вложение значительных федеральных и республиканских средств в развитие детско-юношеского спорта напрямую отражается на достижениях юных спортсменов. Надеемся на хорошие результаты сдачи нормативов Всероссийского спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», успешное участие команды республики на VI Международных спортивных играх «Дети Азии», которые пройдут в июле этого года в г.Якутске.

Наблюдается прорыв и в работе с будущей интеллектуальной элитой нации.

По инициативе Главы Республики Саха (Якутия) Егора Афанасьевича Борисова в этом году открыта Малая академия наук, на этапе становления школа нового типа – Международная Арктическая школа.

В Малой Академии наук, в ее отделениях в муниципальных образованиях За небольшой промежуток времени наблюдается увеличение охвата учащихся мероприятиями для одаренных детей уже в 1,5 раза. казом Главы республики с этого года учреждены ежемесячные стипендии для 100 действительных членов и 100 членов-корреспондентов академии и 10 грантов для обучающихся.

Вкратце ознакомлю с организационной работой по созданию Международной Арктической школы. В содержательном плане установлено сотрудничество с Ассоциацией школ Международного бакалавриата стран СНГ, Президентскими школами Нурсултана Назарбаева Республики Казахстан и другими российскими и международными экспертами. Сегодня заместитель директора по воспитательной работе Назарбаев Интеллектуальной школы г.Астаны Садуакасов Сабыржан Умиртаевич выступит перед вами об инновационных воспитательных проектах школы.

Реализация этого межведомственного проекта основана на принципах государственно-частного партнёрства. Планируем оснастить школу, как говорится, по последнему слову техники. В научном центре будут аккумулированы ресурсы всего учебно-технологического комплекса со следующими структурными компонентами:

- лабораторией компьютерной графики и робототехники;

- центром биоэкологических и наноисследований;

- физической и химической лабораториями;

- лабораторией космических исследований с планетарием, оснащенной системой приема данных со спутника;

- мультифункциональной библиотекой.

В интерактивных классах-трансформерах можно будет заниматься по программам индивидуального развития с разным количеством детей в разных форматах.

В республике уже есть практика внедрения подобной инновационной инфраструктуры. В созданном пять лет назад Центре дистанционного образования осуществляется обучение по программам дополнительного образования по предметам гуманитарного, естественно-математического, технологического, художественно-эстетического циклов. Этот опыт поможет республике стать участником проекта «Российская электронная школа», разрабатываемом Министерством образования и науки Российской Федерации, для внедрения в различных социокультурных условиях.

Окрыленные такой мощной государственной поддержкой, мы обратились в федеральное министерство с инициативой о проведении в г.Якутске Всероссийской олимпиады по физике в честь 100-летия одного из основателей физико-математического движения в Якутии, Народного учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева в 2017 году и Международной математической олимпиады в 2020 году. Мы претендуем на проведение олимпиад такого высокого уровня, опираясь на более чем двадцатилетний опыт организации Международной олимпиады «Туймаада» по математике, физике, химии и информатике, ежегодно проводимой в столице нашей республике.

В продолжение темы интеллектуального развития детей несколько слов о научно-техническом творчестве. В Год предпринимательства в Республике Саха (Якутия) совместно с Министерством предпринимательства и развития туризма создана сеть школ бизнес-образования, в которую входят 13 школ и 2 педагогических колледжа. В Диринской школе Чурапчинского улуса, Майинской школе №1 Мегино-Кангаласского улуса и в г.Якутске открыты бизнес-инкубаторы.

Кроме этого, Республиканским центром развития дополнительного образования и детского движения при активном содействии Регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России» запущен проект детского городка «Юные якутяне». Хочется, чтобы такие проекты по развитию современных компетенций школьников, в первую очередь, инженерных, имели поддержку на федеральном уровне.

Еще одним ярким примером успешного межведомственного взаимодействия является проект «Будущий дипломат», который на протяжении ряда лет реализуется совместно с Представительством Министерства иностранных дел России в г.Якутске и Министерством по федеративным отношениям и внешним связям республики. Как показывает практика, конкурс готовит старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии, воспитывает в них общечеловеческие ценности. Так, абсолютный победитель 2015 года, выпускник Якутской городской национальной гимназии Кириллов Артем, удостоенный Премии Президента Российской Федерации, поступил в Дипломатическую академию МИД России.

В реализации программы ранней профориентации нововведением являются соревнования школьников Junior Skills (Джуниор Скилз) по 16 компетенциям, которые в республике впервые будут проведены в начале марта. Участники пройдут испытания по современным технологиям - мобильной робототехнике, 3D прототипированию, аэрокосмической инженерии, WEB-дизайну.

Теперь обратим внимание на роль и значение музыкального образования. Проект «Музыка для всех», реализуемый третий год по инициативе Первого Президента республики Михаила Ефимовича Николаева, стал весьма актуальным и своевременным в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Опыт показывает, что залогом успеха любого дела является профессионализм команды. Надежными партнерами в приобщении детей к классической музыке являются Высшая школа музыки и Якутская государственная филармония. Далее нужно шире использовать ресурсы Якутского педагогического колледжа, Арктического государственного института искусств и культуры и других профессиональных учреждений культуры. Для повышения квалификации педагогов установлено сотрудничество с известными музыкантами-учеными.

Наибольшее количество музыкальных творческих объединений работают в Намском, Мегино-Кангаласском, Сунтарском, Усть-Алданском, Хангаласском, Усть-Янском улусах и городах. Традиционно музыкальным образованием успешно занимаются с дошкольного уровня.

В результате активной работы пройден определенный путь по различным аспектам: психологическое состояние, успеваемость, развитие способностей учащихся, кадровые и материальные ресурсы. Мы признательны попечителям, общественным фондам, родителям за существенный вклад в оснащение кабинетов музыки.

Следующим этапом нашей деятельности станет разработка и реализация «Дорожной карты» проекта «Музыка для всех» до 2022 года. Проект будет продолжен и в рамках мероприятий 100-летия Якутской АССР, которое будет широко отмечаться в Российской Федерации. В будущем планируем расширить международное сотрудничество, совместно работать с ассоциированными школами ЮНЕСКО.

На раннее развитие интеллектуальных и творческих способностей детей направлены и обучение шахматам, и проект «Рисуем все».

Пользуясь случаем, с большой признательностью называю имена коллег, достигших наилучших результатов по итогам 2015 года в сфере дополнительного образования. Это:

- Мойтохонова Айталина Михайловна, учитель музыки Кентикской средней школы Верхневилюйского улуса, победитель Всероссийского конкурса «Лучший преподаватель Детской школы искусств»;

- Мухин Егор Петрович, педагог Центра детского научно-технического творчества Нюрбинского района, обладатель золотой медали Международной выставки изобретений в Гонконге за универсальный токарный станок;

- Карпова Евдокия Семеновна, заместитель директора Сылгы-Ытарской средней школы Среднеколымского района, победитель Всероссийского конкурса с проектом по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Они достойно защитили честь родной республики, доказали свой высокий профессиональный уровень на престижных конкурсах.

Модель уровня профессиональных умений педагога будет выполнять основную функцию эффективного образца профессиональной деятельности, соответствующей требованиям ФГОС, современного понимания качественной работы и карьерных перспектив. В число четырех профессиональных стандартов педагога, утвержденных приказом Министерства труда России от 8 сентября 2015 года, включен стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Обсуждение профстандартов продолжится совместно с Республиканским профсоюзом работников образования.

Уважаемые коллеги, как руководитель региональной системы образования, вношу следующие предложения по комплексному обновлению системы дополнительного образования детей:

Первое. В части повышения качества содержания и реализации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения:

- на федеральном уровне - рассмотрение вопроса расширения перечня дополнительных образовательных программ технической направленности;

- на региональном уровне – расширение возможности получения рабочих специальностей на базе основной школы.

Второе. В части  совершенствования нормативной правовой базы необходимо разработать региональные нормативные правовые акты по обеспечению возможности перехода к нормативному финансированию в дополнительном образовании детей, в том числе, к персонифицированному финансированию и введению сертификатов на услугу.

Третье. В части улучшения материально-технического ресурса в связи с поэтапной ликвидацией II смены в школах предлагаем максимально использовать помещения для реализации дополнительных образовательных программ, создания опорных многопрофильных центров. Обучение в одну смену заметно расширяет возможности детей по посещению учреждений культуры, спорта, у них появляется время для занятий любимым делом.

Четвертое. В каждом муниципальном районе необходимо разработать Программу развития дополнительного образования детей с учетом укрепления материально-технической базы, внедрения инновационных направлений деятельности. Думаем, в этом году, в Год кино в Российской Федерации, получат поддержку детские теле-, киностудии.

Свое выступление хочу закончить словами заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ольги Юрьевны Голодец, озвученными на заседании Правительства Российской Федерации 21 января 2016 года: «…системе дополнительного образования предстоит серьёзная, гигантская перестройка для того, чтобы создать вариативность по программам и серьёзно повысить доступ для детей… Это скажется на качестве их будущего».

Успехов в жизни добивается тот, кто в детстве получает больше внимания со стороны родных и близких, учителей и воспитателей, друзей и наставников - в семье, школе, кружках и секциях, детских общественных организациях.

В этом плане прорывным станет Единое детское движение, возрожденное по инициативе Главы республики в 2013 году. Оно гармонично встраивается в детско-юношескую общественно-государственную организацию «Общероссийское движение школьников», созданную в октябре 2015 года Указом Президента России.

Привлечение задора, энергии подростков в полезные дела, придание нового импульса волонтерству будет правильным шагом в общественное движение по реализации планов Года благоустройства населенных пунктов в Республике Саха (Якутия).

Дорогие друзья, задачи равного доступа к качественному образованию и развитию каждого ребенка можно решить в широкой общественной коалиции. Только так мы вырастим креативное поколение россиян.

Благодарю за внимание!

 

Источник: МО РС (Я)

Публичный отчет Министерства образования РС (Я) за 2015 год

Page | by Dr. Radut