О проведении Дня государственности Республики Саха (Якутия) в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) в 2016 году".

 Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2016 года №981-р "О проведении Дня знаний и Дня государственности Республики Саха (Якутия) в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) в 2016 году".

       27 сентября 1990 года вошел в историю Якутии как важнейшее событие, которое определило новое качество развития Республики как части демократической федеративной России. Именно в этот день был принят исторический документ – Декларация о государственном суверенитете.

      Актуальность гражданского образования для нашей республики обусловлена спецификой перехода к местному самоуправлению, необходимостью готовить законопослушных людей, с развитым  чувством  ответственности, умеющих проявлять инициативу, пользоваться личными свободами. Одной из задач воспитания является формирование гражданской ответственности, нравственного самосознания. Только школа может начать кропотливую работу по развитию гражданско-правовой культуры.

Воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогических коллективов образовательных учреждений по разъяснению сущности и значения Государственных праздников и государственных символов.

Изучение истории государственных символов имеет огромное значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

Предлагаемые ниже материалы к «Уроку о Республике Саха (Якутия)» носят рекомендательный характер. Учитель может, опираясь на данные разработки, провести «Урок о Республике Саха (Якутия)», исходя из собственного опыта организации занятий, возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся (начальная или основная школа), символики республики.

Рекомендации по проведению «Урока о Республике Саха (Якутия)» в начальной школе (1-4 классы)

Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все происходящее в обществе и стране чувствует себя в ответе. Для него понятие Родина свято. Формирование у детей гражданской позиции нужно начинать с младшего школьного возраста. Важная роль в развитии ребенка отводится социализации - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития личности является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам.

В первом и втором классах задачей урока является воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам Республики Саха (Якутия) (флаг, герб, гимн). При проведении «Урока Республики Саха (Якутия)» в первом классе следует учитывать представления детей, полученные ими на «Уроке гражданина».

В первом и втором классах дети знакомятся с тем, что все они живут в Республике Саха (Якутия). Для того, чтобы люди в республике могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь республики, права и обязанности его граждан, — это Конституция Республики Саха (Якутия). Поэтому день принятия Конституции — 27 апреля — является республиканским праздником, Днем Республики Саха (Якутия).

Республика Саха (Якутия) имеет свои государственные символы — флаг, герб и гимн.

На уроке целесообразно использовать изображения
Государственного герба и Государственного флага Республики Саха (Якутия). Создать торжественную и праздничную атмосферу в классе помогут записи песен и народной музыки. Ученики
должны зрительно представлять, как выглядят Государственный флаг и
 герб  республики.                                            

Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага Республики Саха (Якутия). Во все времена цвету придавали особый смысл. Необходимо сформировать у детей представление о том, что цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. По мифологии саха считают себя «детьми белого солнца». На флаге сразу обращает внимание белое солнце в зените на фоне огромного голубого неба. Под ними узкие полосы белого, красного и зеленого. Белоснежная полоска в сочетании с солнцем на фоне голубого неба раскрывает суровую красоту Севера, экстремальные условия жизнедеятельности людей, чистоту нравов и помыслов народов, породненных Севером. Зелёный цвет – символ плодородия, возрождения, символ Дружбы и братства. Это – короткое яркое лето, цвет таёжных просторов, а также олицетворение тюркского происхождения народа саха, давшего название республике. Красный цвет – не только символ жизненных сил, но и символ красоты и верности родной земле. Включение красного цвета в сочетании с белым и зелёным является характерным и для народного прикладного искусства Якутии.

При знакомстве младших школьников с гербом можно предложить детям описать Государственный Герб Республики Саха (Якутия). Учитель сообщает, что герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Можно привести определенный порядок описания. Вначале называют цвет фона (щита), затем – изображение, при этом первым называют изображение, в центре которого изображен древний всадник со знаменем с наскальных рисунков реки Лены, на фоне солнечного диска – щита, помещенного в обрамление с традиционным национальным орнаментом в виде семи ромбических кристаллообразных фигур и надписями «Республика Саха (Якутия)» и «Саха Республиката».

В цветном изображении Государственного герба Республики Саха (Якутия) солнце – серебристого, всадник – темно–красного, обрамление – темно–голубого,  орнамент и надпись – белого цвета.

Важно обратить внимание учащихся на то, как красивы эти цвета в картинах природы и произведениях искусства. Голубой цвет на гербе, в соответствии с международной символикой, означает честь, верность, надежность и искренность. Белый и серебристый – любимые цвета саха также соответствуют общепринятым представлениям о чистоте чувств и помыслов людей. А темно - красный цвет, заимствованный с наскальной живописи, уж сам по себе привлекателен для глаз.

Следует обратить внимание детей на функциональное назначение государственного герба и флага. Активизации познавательной деятельности учащихся могут способствовать вопросы: «Зачем нужен герб?», «Зачем нужен флаг?», «Где можно увидеть изображение герба и флага Республики Саха (Якутия)? На каких предметах?».

Учащиеся знакомятся с гимном Республики Саха (Якутия). При этом следует подчеркнуть, что гимн — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственных флагов  Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. В качестве примера можно привести международные игры «Дети Азии». Когда наши дети выигрывают золотые медали, звучат гимны и поднимаются вверх флаги России и Якутии.   

Детям читается текст Государственного гимна Республики Саха (Якутия). Необходимо обратить внимание детей на его содержание, которое отражает любовь к Родине, красоту ее природы, гордость ее историей, надежды на будущее.

В ходе урока целесообразно использовать пословицы, поговорки,
песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.    

В третьем и четвертом классах идет расширение
представлений детей о родной стране, о государственных символах
Республики, Конституции — основном законе республики; у детей
воспитываются любовь к родному краю, уважение к законам и
символам.                                                      

Активизация познавательной деятельности младших школьников могут способствовать вопросы: «Как называется наша республика?», «Какие народы живут в республике?», «Знаете ли вы, как называется праздник 27 апреля?», «Что такое Конституция?», «Какие права и обязанности есть у граждан?», «Какие символы имеет наша республика?», «Как вы считаете, зачем республике нужна символика?», «Из чего она состоит?». Помочь ответить на эти вопросы может иллюстративный ряд, представленный на уроке.

На уроках, так же как в первом и втором классах, используются изображения государственных флага и герба Республики Саха (Якутия), запись гимна Республики Саха (Якутия). В качестве раздаточного материала могут служить рисунки флагов и гербов некоторых стран (без подписей). Раздаточный материал поможет младшим школьникам научиться узнавать символы своей республики и отличать их от символов других стран.

Продолжается знакомство детей с Конституцией Республики Саха (Якутия). Дети узнают, что законы — это правила, которые устанавливает республика. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей республики называется Конституцией. Ныне действующая Конституция была принята 27 апреля 1992 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей республики - красным днем календаря. Напомнить детям права гражданина, записанные в Конституции: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав, у граждан есть обязанности, которые тоже отражены в основном Законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Учащиеся третьего и четвертого классов уже знают, какие цвета у Государственного флага Республики Саха (Якутия), из каких элементов состоит герб Республики Саха (Якутия), они также имеют некоторые представления об истории герба и флага. В ходе урока необходимо подвести школьников к пониманию того, что государственные символы республики имеют историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться.

Учитель знакомит детей с тем, что изображение государственного герба РС (Я) восходит от предков саха – скотоводов. Предки саха более одной тысячи лет назад запечатлели свою историю и культуру в целой галерее всемирно известных наскальных рисунков у деревни Шишкино, выше г.Верхоленска, не доходя 18 км до села Качуг. Знамя у них символизировало единение племени и его могущество, власть и начало государственности. Авторы, без каких бы то ни было изменений, воспроизвели изображение всадника с шишкинских скал, лаконичного и по своему изящного по стилю.

Декоративное оформление с текстом и орнаментом обогащает смысловое содержание герба. Ромбовидный орнамент, украшающий обрамление, присущ всем северным народам. Авторы вынесли некоторые изменения во внутренней отделке этого орнамента, чтобы он одновременно напоминал кристаллики ограненного алмаза. Количество орнаментальных фигур – 7, что соответствует числу издавна спаянных единством своих судеб семи народов нашего края: якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долган, юкагиров. Число 7 – счастливое в традициях многих народов мира.

На уроке дети слушают гимн Республики Саха (Якутия). Учитель может предложить детям ответить на вопрос: «Какие чувства у вас вызывают музыка и слова гимна?»

Полученные младшими школьниками на «Уроке о Республике Саха (Якутия)» представления о Конституции и символике Республики Саха (Якутия) найдут дальнейшее развитие на уроках по окружающему миру, родному языку и чтению, музыке и на уроках национальной культуры, будут способствовать воспитанию юных патриотов.

Методические рекомендации по проведению «Урока о Республике Саха (Якутия)» в основной школе (5-9 классы).

Задачи урока: формирование личности гражданина Родины, на основе знаний, полученных школьниками в начальной и основной школе, расширить их представления о Конституции, символике Республике Саха (Якутия); содействовать воспитанию уважения к  социальным  нормам   и   ценностям,  отраженным   в  Конституциях Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), к законам и символам государства. Ознакомить с современным состоянием общественно-политической, социально-экономической  жизни в регионе.

Учебно-наглядное оборудование урока: политическая или географическая карта Якутии, изображение государственного герба и флага, запись гимна Республики Саха (Якутия), портрет Главы РС (Я).

При проведении урока следует учитывать возраст учеников, степень их знакомства с историей, географией и обществоведением. Например, в 5 классе можно опереться на знания, полученные детьми в начальной школе на уроках курса «Окружающий мир» и национальной культуры. В 8-9 классах актуализируются знания по истории Якутии, отражающие становления  государственности и символики. Привлекаются также обществоведческие знания, представления об основных положениях Конституции, моральных и правовых нормах, принятых в современном обществе и др.

Возможные приемы работы на уроке: беседа с классом, описание герба и флага РС (Я), объяснение учителя, краткие сообщения школьников (например, о правах и обязанностях граждан РС (Я), об истории государственного герба РС (Я) и др.). Предпочтение отдается активным формам работы школьников, предусматривается привлечение актуального краеведческого материала.

В своем вступлении учитель отметит, что символика государственного герба и флага  Республики Саха (Якутия) вобрала в себя традиции национальной культуры, историю республики, ее достижений и побед. Символика отражает то, чем гордятся народы страны. При этом педагог учитывает, что уже известно об этом учащимся. Так, в 5-6 классах он приводит важнейшую информацию, а в 8-9 классах предлагает школьникам самим привести необходимые примеры.

Рассмотрение государственных символов Республики Саха (Якутия) можно начать с прослушивания гимна республики, предложив учащимся ответить, какие  чувства вызывают у них музыка и слова гимна, объяснить, почему люди встают при исполнении гимна страны.

Возможные вопросы для беседы с учащимися (отбираются и корректируются учителем с учетом возраста и знаний школьников):

Как называется государственный праздник нашей Республики, который отмечается 27 сентября? Что такое Конституция? Расскажите об известных вам правах и обязанностях человека.

Что такое законы? Как можно объяснить то, что еще в древности появились законы, которые действовали на всей территории государства? Какие из них вам известны?

Что такое символ? Какие символы нашего государства  и нашей Республики вам известны?

Опишите государственный герб  России: из каких частей он состоит, что они символизируют? Как выглядит герб нашей республики? Как они связаны с гербом России?

Опишите государственный флаг республики. Объясните значение его цветов.

В ходе беседы о гербе Республики Саха (Якутия) целесообразно обратить внимание на современное толкование изображенных на нем символов. В цветном изображении Государственного герба Республики Саха (Якутия) солнце – серебристого, всадник – темно – красного, обрамление – темно – голубого, орнамент и надпись – белого цвета.

Важно обратить внимание учащихся на то, как красивы эти цвета в картинах природы и произведениях искусства. Голубой цвет на гербе, в соответствии с международной символикой, означает честь, верность, надежность и искренность. Белый и серебристый – любимые цвета саха также соответствуют общепринятым представлениям о чистоте чувств и помыслов людей. А темно - красный цвет, заимствованный с наскальной живописи, уж сам по себе привлекателен для глаз. Учитель знакомит детей с тем, что изображение государственного герба РС (Я) восходит от предков саха – скотоводов. Предки саха более одной тысячи лет назад запечатлели свою историю и культуру в целой галерее всемирно известных наскальных рисунков у деревни Шишкино, выше г.Верхоленска, не доходя 18 км до села Качуг. Знамя у них символизировало единение племени и его могущество, власть и начало государственности. Авторы без каких бы то ни было изменений воспроизвели изображение всадника с шишкинских скал, лаконичного и по своему изящного по стилю.

Декоративное оформление с текстом и орнаментом обогащает смысловое содержание герба. Ромбовидный орнамент, украшающий обрамление, присущ всем северным народам. Авторы вынесли некоторые изменения во внутренней отделке этого орнамента, чтобы он одновременно напоминал кристаллики ограненного алмаза. Количество орнаментальных фигур – 7, что соответствует числу издавна спаянных единством своих судеб семи народов нашего края: якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долганов, юкагиров. Число 7 – счастливое в традициях многих народов мира.

Важный компонент урока - обсуждение вопроса о важнейших конституционных положениях, определяющих права и обязанности граждан. Учитель и учащиеся отмечают, что в действующей Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) много места отведено правам человека - тем возможностям, которые должны предоставляться каждому. Первейшая обязанность государства - признание, соблюдение и защита этих прав. Уместно подчеркнуть, что права человека, записанные в Конституции, учитывают общепризнанные правила и международные нормы, в первую очередь - Всеобщую декларацию, прав человека, принятую большинством стран мира еще в 1948 году.

Работа на уроке помогает учащимся придти к заключению о том, что символы республики - это история родного края  и  его сегодняшний день.  Они   выражают исторические особенности республики,  ее отличительные черты в ряду других республик России. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу.

Героико-патриотическое воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. В связи с этим важно провести беседу, посвященную Великой Отечественной войне.

В 9 классе на тему гражданственности и демократии, возможно, провести беседы на следующие темы: «Права детей», «Беспризорные», «Роль граждан в демократии, или Зачем граждане государству?», «Возраст, с которого человек может работать. Стоит ли его понизить или повысить?».

Охрана природной среды остается одним из приоритетов государственной политики. С началом реализации Схемы комплексного развития производительных сил республики до 2020 года поставлена задача рационального и безопасного использования природно-ресурсного потенциала с минимизацией негативного воздействия на окружающую природную среду.

В целом экологическая обстановка в республике остается стабильной при наличии локальных загрязнений природной среды.

Предлагаем перечень учебных пособий по государственной символике для общеобразовательных учреждений:

  1. «Моя Родина - Россия». Учебное пособие для основной
    школы. Авт. кол. Института военной истории Минобороны России.
    Изд-во «Триада-Ф». 2002 г.
  2. «Государственные символы Российской Федерации. Герб.
    Гимн. Флаг». Е.В.Пчелов. Учебное пособие для основной школы. Изд-
    во «Русское слово». 2002 г.

3.   «Символы   российской   государственности:   история   и
современность». В.К.Романовский. Методические рекомендации для
учителей средней (полной) школы. Изд-во «Русское слово».2002 г.

4.   «Государственная   символика   России».   Методические
рекомендации для всех классов общеобразовательных учреждений. Под
ред. С.И.Козленко. Изд-во МИОО. 2002 г.

5.    «Российская государственная символика». Н.А.Соболева.
Изд-во «Владос». 2002 г.

6.    «Государственные      символы      России».      В.А.Клоков,
В.В.Кружалов. Учебное пособие для основной школы. Изд-во «Новый
учебник». 2002

7. Государственный герб и Государственный флаг Республики Саха (Якутия). Якутск, изд-во «Бичик», 1994г.

8. «Суверенитет Республики: зарождение, укрепление, развитие». Борисов С.Е., Якутск, Бичик, 2000.

9. «Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века». Николаев М.Е., Якутск, Сахаполиграфиздат, 2000.

 

МО РС (Я)

Page | by Dr. Radut